Регистрация товарного знака

Регистрация товарного знака – важный шаг в продвижении товара или услуги на местном, национальном и международном рынке. Товарный знак называется также товарной или торговой маркой и обозначается значком в виде английской аббревиатуры TM (trade mark), напечатанной в верхнем регистре. На клавиатуре в программе MS Word этот значок можно набрать одновременным нажатием клавиши ALT и сочетания 0153: ™, зарегистрированная торговая марка.  Существует также значок для уже зарегистрированных товаров: ® (сочетание ALT+0174). Эти знаки следует отличать от авторского права (©, ALT+0169), которое относится к науке и искусству.

Особенности товарных знаков

Товарные знаки и знаки обслуживания по форме могут быть вербальными, визуальными, плоскими и объёмными, простыми и комбинированными. В вербальных знаках основа – слово, буква или буквосочетание, несколько слов или предложений. В основе визуального знака – двухмерная картинка, которая изображает живых существ, рукотворные предметы, природные объекты, геометрические фигуры на плоскости. Объемные знаки предполагают пространственную трехмерную ориентацию изображенных предметов.

В основном торговые марки представляют собой комбинированные изображения, в которых сочетаются вербальная и изобразительная составляющие. В некоторых случаях товарный знак может быть как объектом патентного права, так и произведением искусства, то есть объектом авторского права, особенно если знак создан известным художником. Возникающие в таких случаях юридические коллизии необходимо урегулировать в самом начале, чтобы в дальнейшем при использовании товарного знака не возникал конфликт  между его собственником и автором.

В состав комбинированного товарного знака могут входить световые, звуковые, голографические и даже обонятельные составляющие, хотя такие изощренные товарные знаки встречаются редко.

В России и в других странах мира постоянно подаются заявки на регистрацию необычных и  даже вызывающих товарных знаков. К примеру, Санкт-Петербургский Эрмитаж  несколько лет назад зарегистрировал торговую марку Эрмитажного кота. Дело в том, что в музее совершенно официально живут 50 котов и кошек, которые защищают коллекцию от грызунов и поставлены на полное довольствие. Теперь эрмитажные коты еще и помогают продавать туристам сувенирную продукцию.

Товарный знак в отношении услуги именуется знаком обслуживания (service mark). Владельцами исключительных прав  на торговые марки в большинстве стран могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, в то время как основная масса владельцев авторских прав – лица физические. Впрочем, в сфере патентных и авторских прав в каждой стране могут быть свои особенности, которые необходимо изучить, прежде чем приступать к работе на новом рынке.

Национальная и международная регистрация товарного знака и знака обслуживания проходят по одному сценарию, но требуют сбора разного количества документов и продолжительность процедуры также различна. Интернациональный товарный знак зарегистрировать дороже, так как это требует более сложной экспертизы. В ее ходе эксперты выясняют, нет ли в международных базах торговых марок знаков, которые хотя бы частично похожи  на представленный в заявке образец, заявленный  на регистрацию собственного  товарного знака.  На основании выявленной степени уникальности  принимается решение о его одобрении или об отказе в регистрации товарного знака.

Кто регистрирует товарные знаки и знаки обслуживания?

В России регистрацией торговых марок занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) и, работающий в ее составе, Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Нормативное основание для регистрации знаков – глава 76  Гражданского кодекса  РФ, освещающая вопросы индивидуализации юрлиц и предпринимателей, их имущества, реализуемых товаров и услуг.

Порядок регистрации товарного знака предполагает возможность подачи документов в бумажном и электронном виде.  Заявку можно отправить по почте заказным письмом, но в этом случае претендент должен быть уверен в правильности пакета документов, иначе он рискует потерять время, если бумаги составлены с ошибкой. Можно отправить документы по факсу или принести в явочном порядке в офис Роспатента в Москве. Самый рациональный путь, занимающий минимум времени – отправка заявки в электронном виде. В этом случае заявитель или его законный представитель должен быть зарегистрирован на портале Госуслуг и иметь там заверенную электронно-цифровую подпись (ЭЦП).

Для того  чтобы представлять интересы фирмы или предпринимателя при регистрации товарного знака или изменений в нем, совсем необязательно иметь статус патентного поверенного. Достаточно действующей нотариальной доверенности.

Процедура подачи заявки онлайн предусматривает возможность отслеживать процесс прохождения документов в недрах ФИПС.

Пакет документов

Для регистрации товарных знаков заявитель должен представить:

  • заявление установленного образца;
  • заявляемое двухмерное или трехмерное изображение с подробным текстовым описанием;
  • список товаров и услуг, которые будут описываться товарным знаком. Они должны быть сгруппированы в соответствии с требованиями Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), применяемой во всем мире для регистрации торговых марок.

Длительность и цена регистрации

По регламенту ФИПС регистрация национального и международного товарного знака – процесс не быстрый. Максимальный срок регистрации – 18 месяцев плюс две недели с момента подачи заявки. Госпошлина за регистрацию товарного знака, которая уплачивается при подаче заявления, зависит от характера регистрируемого знака и от числа действий, которые сотрудники ФИПС должны выполнить в ходе изучения заявки и проведения экспертиз. Минимальная цена согласно калькулятору ФИПС составляет 2700 рублей для национальных знаков и 5500 рублей для международных, однако в большинстве случаев цена состоит из стоимости нескольких услуг и оказывается намного выше. Роспатент идет в ногу со временем – при подаче заявок в электронном виде для всех клиентов действует скидка 15%.

Срок действия зарегистрированной торговой марки – 10 лет. По окончании срока его можно продлить.

Как зарегистрировать товарный знак с наименьшими затратами

На сайте Роспатента выложены пошаговые инструкции по оформлению  патентов, изобретений, полезных моделей и товарных знаков , поэтому регистрация товарного знака самостоятельно вполне возможна при условии, что у руководителя компании или индивидуального предпринимателя, желающих заявить об уникальности своих товаров или услуг, есть свободное время или специально обученные сотрудники, знающие все нюансы 76-й статьи  ГК РФ, структуру МКТУ и прочих нормативных документов российского и международного патентного права. Естественно, под рукой должен быть уже готовый проект товарного знака и его исчерпываюшее текстовое описание.

Если личного опыта в регистрации торговых марок у предпринимателя нет, гораздо рациональнее привлечь к этому профессионалов, а самому заняться прямыми обязанностями – то есть зарабатыванием денег.

Квалифицированную помощь в регистрации международных и национальных товарных знаков и знаков обслуживания окажут всем заинтересованным лицам специалисты по патентному и авторскому праву из конторы № 45 МГКА. Мы предлагаем следующий перечень услуг:

  1. Консультирование по вопросам охраны авторских и смежных прав и индивидуализации коммерческой деятельности.
  2. Сбор пакета документов для регистрации уникального товарного знака,  изменения или продления срока действия существующего товарного знака.
  3. Подача документов в ФИПС оговоренным способом (наш специалист должен иметь доверенность), ЭЦП и возможность организации электронного документооборота у нас есть.
  4. Отслеживание рассмотрения заявки и прохождения экспертиз в ФИПС, предоставление по запросу регистратора дополнительных документов.
  5. Получение свидетельства на товарный знак или знак обслуживания в офисе Роспатента.
  6. Отслеживание случаев несанкционированного использования третьими лицами зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания в сети интернет, средствах массовой информации и «в реале».
  7. Взыскание убытков правообладателя с лиц, виновных в таком несанкционированном использовании товарных знаков в установленном законом порядке.    

Многих предпринимателей интересует стоимость регистрации товарного знака с помощью адвокатской конторы и наличие возможности как-то ускорить процесс регистрации. Переплата за услуги адвокатов незначительна, особенно с учетом того, что  процесс регистрации значительно растянут во времени. Срочная регистрация общественно значимых товарных знаков возможна, но решение по ней принимает непосредственно руководство регистрирующего органа. 

Читайте также: