Авторское право

Авторское право, по международной терминологии копирайт (англ. copyright, от слов «копировать» и «право»), представляет собой обширное поле юридических отношений, цель которых – защита имущественных и неимущественных интересов правообладателей  в отношении произведений науки, литературы и искусства, а также приравненных к ним в последние десятилетия информационным продуктам для электронно-вычислительных машин (программы, базы данных, операционные системы, интегральные микросхемы, игры, обучающие пособия и т.д.). Международный значок копирайта – взятая в окружность латинская буква С - ©. В редакторе MS Word он набирается сочетанием ALT+0169.

В российской традиции понятие авторского права несколько шире понятия копирайт, так как последний рассматривает только права авторов, но не смежные права.  От юридического термина копирайт, подразумевающего защиту авторских прав, следует отличать копирайтинг (от англ. copywriting) – написание уникальных текстов на заказ.

Основные понятия авторского права

Два ключевых понятия авторского права – это его субъекты и объекты.

Субъект авторского права – физическое лицо, юридическое лицо или группа лиц, которые имеют полные или ограниченные права распоряжаться произведением, извлекая из этого материальную или моральную выгоду. Субъекты авторского права именуются правообладателями. Лица, нарушающие чьи-либо авторские права, совершают либо акт плагиата, либо акт контрафакта (пиратства). В первом случае нарушитель не планирует извлечь явную материальную выгоду, используя чье-либо произведение, например, он просто цитирует большой фрагмент сочинения автора без его разрешения. В случае пиратства произведение используется в целях получения наживы. Пример – исполнение защищенной авторским правом песни на концерте или в телепередаче без отчисления автору положенного сбора.

Субъектами авторских прав могут быть:

  1. Непосредственные создатели произведения искусства, научных трудов, компьютерных программ. Автор может быть один или входить в группу соавторов, имеющих равные или различные права на произведение в зависимости от своего вклада в его создание.
  2. Физические или юридические лица, которым автор или соавторы передали исключительное или частичное право распоряжения произведением на возмездной или безвозмездной основе. Это может быть издательство, книготорговая организация, научный институт, компания, создающая программное обеспечение, муниципалитет, по заказу которого создавалась скульптура и т.д.
  3. После смерти автора субъектами авторского права становятся его прямые наследники по закону или наследники по завещанию. Но если сам автор имеет исключительное право на произведение пожизненно, то срок действия авторского права после смерти ограничен (в России это 70 лет после смерти правообладателя начиная с 1 января года после смерти автора).
  4. Существуют так называемые служебные произведения, которые были созданы в рамках исполнения автором своих должностных обязанностей. В зависимости от условий трудового контракта права на такие произведения могут сразу и навсегда принадлежать работодателю либо перейти к непосредственному автору через определенное время после создания (не менее трех лет) при условии, что работодатель не публикует произведение и никак его не использует.
  5. Сходная ситуация возникает при создании произведений в рамках договора авторского заказа. Согласно договору автор обязуется на возмездной (обычно) основе в оговоренный срок создать художественное произведение, научный труд, компьютерную программу и по акту передать все материалы и права на плоды своего труда заказчику.  Последний принимает решение, публиковать ли произведение, отложить до лучших времен или вообще навсегда положить «на полку».

Примером подобной ситуации может быть художественный фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита», созданный по заказу спонсоров. По ряду причин заказчики решили не пускать фильм в прокат и после нескольких лет переговоров и разбирательств режиссеру удалось частично отстоять свои права на произведение и его увидели зрители, правда лишь в режиме частного просмотра. На телеканалах и в кинотеатрах первая российская экранизация романа Михаила Булгакова так и не появилась.

Объекты прав

Объекты авторских прав – это непосредственно произведения искусства, научные труды, компьютерные программы, которые надлежит защищать от несанкционированного использования третьими лицами. Перечень объектов копирайта различается в разных странах мира и постоянно расширяется с развитием научно-технического прогресса, прежде всего электронно-цифровых технологий. Сегодня в список объектов копирайта в соответствие со статьей 1259 ГК РФ  входят:

  • произведения художественной литературы (романы, повести, рассказы, эссе, поэмы, стихотворения, переводы). При создании перевода произведения с иностранного языка переводчик не обязан испрашивать согласия правообладателя;
  • драмы, музыкальные драмы, теле- и киносценарии;
  • пантомимы и произведения хореографии;
  • музыкальные произведения с текстовым сопровождением или без такового;
  • аудиовизуальные художественные произведения (фильмы, мультипликационные фильмы, клипы, видеоролики);
  • произведения изобразительного искусства, куда входят картины, скульптуры, шаржи, комиксы, графика, в том числе компьютерная, дизайн, анимация и т.д;
  • произведения декоративного и прикладного искусства;
  • архитектурные объекты, объекты дизайна интерьера и ландшафтного проектирования - как в виде выполненных проектов, так и  в виде чертежей, визуализаций и макетов;
  • авторские права на фотографии и схожие с ними информационные объекты (например, короткие видеоролики в формате GIF);
  • географические, топографические, астрономические карты, схемы, модели, относящиеся как к Земле, так и к другим объектам во Вселенной
  • постоянные или временные информационные объекты в сети интернет – сайты, блоги, сообщества и аккаунты в социальных сетях, каналы и профили на хостинг YouTube и Instagram и т.д..

Программные продукты для электронно-вычислительной и другой цифровой техники, а также публикации в интернете  традиционно приравниваются к литературным произведениям независимо от формы их распространения и применения.

Шахматные партии как объект авторского права

Сегодня в режиме реального времени мы можем наблюдать возникновение совершенно новых объектов прав. Речь идет о творчестве шахматистов. До сих пор ходы в шахматной партии никогда не считались предметом защиты, сразу становясь всеобщим достоянием. Сильный шахматист мог опубликовать сборник своих избранных партий, что называется, в поучение потомкам, шахматный композитор – сборник этюдов и задач, шахматный тренер – учебное пособие, но во всех перечисленных случаях копирайт получала книга, брошюра, печатная статья или публикация в интернете.

Все изменилось в 2015 году, когда организатор шахматных соревнований компания «Агон Лимитед» впервые в истории зарегистрировала права на трансляцию в интернете партий турнира претендентов на звание чемпиона мира в Москве. Тогда все любители шахмат и спортивные СМИ за небольшую плату могли подписаться на трансляцию. Несанкционированное воспроизведение партий жестко контролировалось поисковыми роботами организатора. По итогам мониторинга юристы компании подали несколько сотен исков и большинство из них ожидаемо выиграли (правда, далеко не во всех случаях получили с ответчиков деньги).

В итоге на онлайн-трансляцию самого  матча на звание чемпиона мира, который прошел в ноябре 2016 года в Нью-Йорке, подписались уже десятки тысяч человек, которые предпочли заплатить $15 (а по промокодам еще меньше), нежели судиться с компанией «Агон». Последняя окупила часть затрат на организацию матча и создала важный прецедент, показав, как можно монетизировать не только футбол, но и шахматы, и другие интеллектуальные игры.

Составные произведения

Помимо оригинальных произведений «первого порядка» закон об авторском праве и смежных правах охраняет производные и составные произведения при условии, что они были созданы с соблюдением исключительных прав авторов вошедших в их состав произведений. В эту категорию входят:

  • переработки ранее опубликованных произведений (например, римейки художественных фильмов, аранжировки мелодий, пародии на песни и т.д.);
  • сборники произведений, скомплектованные по определенному принципу (период создания, тематика, автор или группа авторов), учебные хрестоматии, сборники баз данных и компьютерных приложений и т.д;
  • оригинальные рерайты (изложения) художественных, научных и публицистических текстов.

Производные произведения особенно часто становятся предметом судебных споров, поскольку грань между переработкой и плагиатом весьма тонка, а правообладатели крайне щепетильно относятся к нарушению своих законных интересов. В истории авторского права есть немало знаковых разбирательств на эту тему.

История авторского права

Первые попытки защитить свои права предпринимали средневековые авторы книг и театральных пьес, обращавшихся к владетельным особам за так называемой привилегией – исключительному праву автора на публикации и театральные постановки. В начале XVIII века в Англии был принят Статут королевы Анны – первый законодательный акт, защищающий права литераторов. В дальнейшем государственная защита распространилась на произведения художников, скульпторов, композиторов. Затем пришла очередь исполнителей произведений и организаторов творческого процесса – певцов, музыкантов, актеров, режиссеров.

В России первыми защитниками авторского права были, как это ни парадоксально, кровожадные царские цензоры. В 1828 году  появился новый регламент цензурного ведомства; в него были включены пункты о защите прав авторов и порядке перехода прав третьим лицам. Через два года появился высочайший указ на эту тему. Теперь автор литературного произведения мог самостоятельно получать вознаграждение за опубликованные произведения, делясь барышами с издателем и книгопродавцами, а мог «оптом» продать права на свои книги издателю. В этом случае он сразу получал солидную сумму, но все последующие тиражи приносили прибыль лишь новому правообладателю. У автора оставалось только имя, с помощью которого он и поднимался к вершинам литературной славы.

В середине XIX века в Европе и в США все чаще в судах идут процессы, темой которых становится нарушение авторских и смежных прав. Так, в 1841 году суд признал виновным издателя журнала, который пользуясь своим прошлым служебным положением работника государственного архива, опубликовал личные письма Джорджа Вашингтона. Двенадцатью годами позже писательница Гарриет Бичер-Стоу попыталась засудить издателя, который опубликовал в журнале для немецких иммигрантов перевод романа «Хижина дяди Тома». Суд оправдал издателя – так был положен прецедент, согласно которому художественный и любой перевод рассматривается как самостоятельное произведение.

Бернская конвенция

В разных странах существовало разное толкование защиты авторских прав. Попыткой унифицировать нормативы стало принятие 9 сентября 1886 года Бернской конвенции о защите литературных и художественных произведений (Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works). Сначала ее подписали лишь 6 европейских государств (Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Франция, Швейцария) и примкнувший к ним африканский Тунис. Бернская конвенция семь раз пересматривалась с учетом новейших изменений в области культуры, науки и искусства. Последняя редакция была принята в 1971 году в Париже. Что характерно, США, которые являются безусловными законодателями мод в области судебной защиты авторских и смежных прав, присоединились к конвенции лишь в 1989 году, хотя де факто придерживались ее регламента и раньше. Россия вступила в бернский клуб в 1995 году с рядом оговорок. Столь позднее вступление многие связывают с закрытостью СССР и  наличием большого числа культурных ценностей, перемещенных в ходе второй мировой войны. В 2012 году все оговорки были сняты российским правительством. Всего на сегодняшний день международное положение о защите авторских прав поддерживают 167 государств. Конвенцию не подписали несколько исламских государств Азии и ряд стран Африки.

Срок авторского права

Одним из самых дискуссионных вопросов урегулирования авторских и смежных прав всегда был вопрос об их сроке. Авторы художественных произведений подвергаются яростной критике изобретателей. Патенты на изобретения и промышленные образцы приносят дивиденды не более четверти века, потом результат технического творчества становится общественным достоянием. С произведениями искусства все не так. Если в начале XIX века автор (в зависимости от страны охраны права) получал исключительные права на книгу, картину или музыкальное произведение на период от 5 до 15 лет, то уже к моменту исторической встречи в Берне авторское право стало пожизненным. Третьи лица, в пользу которых отчуждался копирайт (издатели, меценаты, наследники) стали пользоваться им на протяжении 50-70 лет. Меньший срок авторского права распространяется лишь на фотографии и приравненные к ним произведения – 25 лет. 

Критики справедливо отмечали, что при такой ситуации автор может больше заработать на относительно слабых ранних произведениях, которые публикуются в течение десятилетий, и очень мало получить с действительно зрелых и даже гениальных поздних работ. Впрочем, тут всегда можно возразить, что ранние произведения бесталанного автора никто бы покупать не стал и награда не зря находит своего героя.

Длительные сроки действия исключительных прав и противоречивые правила их отчуждения нередко приводили к откровенно абсурдным ситуациям. К примеру, сэр Пол Маккартни, будучи автором музыки и песен группы The Beatles, вынужден после сольного исполнения собственных песен платить гонорары… потомкам Майкла Джексона, который в свое время выкупил  все права на творчество «ливерпульской четверки», при том, что три ее участника тогда еще были живы.

Авторское право и интернет

Актуальность проблемы защиты авторских и смежных прав многократно выросла за последние 10-15 лет по мере развития всемирной паутины и лавинообразного увеличения пропускной способности цифровых каналов, в том числе мобильной связи. Если раньше пираты вынуждены были продавать незаконные копии узнаваемых произведений -  кинофильмов, книг, компьютерных программ - на магнитных носителях (кассеты, диски), то сегодня весь контент доступен прямо в сети. При этом распространители контрафактной продукции денег с покупателей не берут совсем – их заработок обусловлен публикуемой на сайте-распространителе контекстной рекламой и количеством ее просмотров.  Это приносит правообладателям колоссальные убытки, которые несравнимы с теми потерями, что в конце 90-х годов прошлого века наносили легальному шоу-бизнесу все подпольные студии видео- и звукозаписи вместе взятые. 

В нашей стране в последние годы немало сделано для защиты прав авторов художественного контента и компьютерных программ в интернете. Разработаны программные продукты, способные разыскивать пиратский контент на просторах всемирной паутины. Существует множество сервисов антиплагиата, в которых пользователи могут проверить текстовый контент на уникальность.

Хороший пример защиты авторских прав в интернете подал организатор шахматных соревнований компания «Агон Лтд», об опыте которой рассказано выше.

Посильную помощь правообладателям оказывают Роскомнадзор, блокирующий пиратов по решению суда, и правоохранительные органы, все активнее расследующие уголовные дела по статье 146 УК РФ, карающей за нарушение авторских и смежных прав. Санкции по ней при условии крупного ущерба правообладателю, достаточно жесткие - до 6 лет лишения свободы плюс штраф до полумиллиона рублей. К сожалению, как отмечают многие юристы, специализирующиеся на борьбе с плагиатом и контрафактом, статья до сих пор привязана к устаревшей «физической» форме носителей информации. В результате в судах нередко возникают коллизии, в которых необходимо доказывать, что количество скачиваний пользователями на пиратском сайте фильма, музыки, игр или программного обеспечения – то же самое, что и покупка аналогичного числа видеокассет или дисков с записью ПО. 

Обратная сторона медали

Как и во многих других областях человеческих взаимоотношений, в деле защиты авторских прав не обходится и без экстремизма правообладателей, иногда умышленного, иногда вызванного искренним заблуждением. Статья 70 ГК РФ, посвященная авторскому праву, прямо предусматривает случаи возможности использования фрагментов произведений без выплаты вознаграждения их автору – достаточно лишь упомянуть его имя и название произведения. К таким случаям относятся публикация в виде текста или передачи по аудиовизуальным каналам (эфир или кабель):

  • отдельных статей, отрывков, цитат;
  • малообъемных произведений целиком;
  • речей, докладов, выступлений, дискуссий, интервью;
  • публикаций в социальных сетях, если автором указано на то, что пост доступен всем без исключения пользователям;
  • опубликованных в интернете изображений, не защищенных знаком копирайта, водяным знаком или иными средствами защиты контента.

Некоторые правообладатели после цитирования их публикаций  в разрешенных законом рамках пытаются привлечь к материальной и даже уголовной ответственности частных пользователей, владельцев сайтов, средства массовой информации, которые допустили такое якобы незаконное использование их исключительных прав. Ввиду того, что прецедентов судебной практики в России по такого рода делам нет (ни в судах общей юрисдикции, ни в суде по решению споров в области  интеллектуальной собственности), в подобных ситуациях ответчику почти наверняка потребуется помощь квалифицированного специалиста.

Как отстоять авторское право и не стать жертвой правообладателей-экстремистов?

Адвокаты коллегии № 45 МГКА всегда стремятся быть на переднем плане развития юриспруденции. Мы не обошли вниманием столь злободневную тему, как нарушение в сфере авторских и смежных прав, защиту правообладателей и третьих лиц, оказавшихся вовлеченными в конфликты в сфере авторского права.

Квалифицированные специалисты нашей конторы помогут:

  1. Доказать законность и подлинность авторского права на произведение искусства, науки, литературный труд, компьютерную программу, дизайнерский или архитектурный проект.
  2. Зарегистрировать при необходимости права в государственных или независимых организациях. Согласно положениям Женевской конвенции в подписавших ее странах регистрация авторского права – процедура  добровольна, но на практике она никогда не бывает лишней.
  3. Доказать безосновательность претензий на авторское право со стороны третьих лиц.
  4. Защитить пользователей от безосновательных обвинений в нарушении авторских прав правообладателями-сутяжниками.
  5. Провести необходимые независимые экспертизы с привлечением специалистов в области искусства, культуры, программирования и других областей знаний.
  6. Оказать юридическое сопровождение договоров авторского заказа, сделок полного или частичного отчуждения авторского права, оформления завещания и других действий с интеллектуальной собственностью.
  7. Помочь в оформлении копирайта правопреемникам авторов.
  8. Взыскать авторское вознаграждение за незаконные или выполненные с нарушениями авторских прав публикации и воспроизведения.
  9. Подготовить исковые документы, возражения, рабочие материалы в суд общей юрисдикции и в находящийся в Москве Арбитражный суд по интеллектуальным правам и представить доверителей в судебном заседании.
  10. Доказать умышленное использование контента в корыстных целях и привлечь виновных к материальной и уголовной ответственности.
  11. Разрешить ситуацию, при которой нарушаются права, смежные с авторскими, например, когда не выплачивается вознаграждение наследникам автора в полном объеме.

Бернская конвенция 1886 года  и Женевская конвенция 1952 года фактически приравняли интеллектуальную собственность к имуществу, хотя формально это понятия разного порядка. Талантливые люди должны иметь возможность получать достойное вознаграждение за дарованные им способности и распоряжаться им по своему усмотрению. Таким же правом должны пользоваться и их потомки, как бы ни относились к этому некоторые завистливые современники.

Специалисты в области защиты интеллектуальной собственности,  авторских и смежных прав из конторы № 45 МГКА всегда готовы помочь в разрешении самых сложных споров в этой непростой сфере.